Когда я первый раз ночевал в лесу один, я разбил свой лагерь около маленького журчащего ручья, потому что мне никто не объяснил, что так делать нельзя. Таким образом, той ночью я отложил немало кирпичей, прислушиваясь к разговору двух мужиков, посреди леса, за моей палаткой, которых нарисовало моей воображения, опираясь на обманутый слух. Я не мог разобрать слов, конечно, и умом понимал абсурдность ситуации, но долго не мог заснуть, часто подползал к краю палатки и убеждался, что просто ловлю глюки из-за звона капель воды о камни. Но, тем не менее, к середине ночи, мне казалось, что к звукам голосов присоединился плач ребенка, ансамбль Кадышевой в тандеме с Егором Летовым и много других звуков.
К утру я заснул, но спал беспокойно, просыпался от того, что снова что-то показалось, и пару раз выходил из палатки, и слышал только звон ручья, и ничего больше.
Этот эффект известен, и не зря опытные походники не рекомендуют ставить палатки около таких проточных водоемов и ручьев — обязательно будут мерещиться посторонние звуки.
Для ночевки в одиночестве выбирайте тихое беззвучное место, либо наоборот, очень шумное, например водопад или бурные потоки воды. Монотонный шум заполонит ваше восприятие, и поможет скоротать эту ночь крепким и здоровым сном.
Закаленные походами люди, или читатели, прожившие жизнь в деревнях у леса, или в другой тихой местности, этому подвержены в меньшей степени.
Человек, проживший всю жизнь в шумном городе, наполненном рекламой, звуками транспорта, и большим количеством всевозможной интерактивности, требующей принятия каких-то решений, чувствует некую «информационную пустоту», выбираясь в лес, подальше от цивилизации.
Подсознание человека самостоятельно начинает заполнять пустоты и пробелы восприятия внешней информации и чувств. Человек мысленно напевает знакомые мотивы, разговаривает сам с собой, или воспроизводит свои мысли вслух.
Игра света и тени не перестает давать пищу воображению: в причудливых очертаниях далеких деревьев может показаться образ человека или живого существа, смотрящего на путешественника или следящего за ним. Слух человека также пытается в любом шорохе, коих в летнем лесу достаточно, уловить знакомые звуки. И ему это удается, причудливым образом, как в примере с ручьем.
К видениям шизофреников и душевнобольных эти галлюцинации отношения не имеют (если только это не редкий вид выживальщика-шизофреника), дело в том, что мозг человека из небольших намеков на информацию, зрительных, слуховых и прочих, может составлять цельную картинку.
Если информации меньше чем нужно для восприятия события или образа, то подсознание дорисует недостающие детали. И наоборот, при излишке информации, отсеивается всё ненужное, оставляя только самые существенные детали. Это в обычное время.
В случае стрессовых ситуаций при очень большом потоке информации поступающем каждую секунду (чрезвычайные ситуации, обрушения домов, теракты, кораблекрушение) мозг неподготовленного (это важно) человека начинает неправильно фильтровать существенные детали, пытаясь сконцентрироваться на спасении.
Именно в этот момент вылетают напрочь из головы памятки по спасению и инструкции по выживанию, человек не может контролировать свои действия, т.к. не уверен в правильности своих шагов а время на раздумья нет, и его охватывает паника. Человек, поддавшийся панике, как правило, обречен на гибель.
Что касается тихого леса, где человек, привыкший к информационному шуму чувствует недостаток оного, мозг пытается по своему интерпретировать малейшие звуки и зрительные сигналы. Вся природа наших страхов именно в недостатке информации. Если в лесу, вы боковым зрением заметили животное, которое тут же скрылось в кустах, — вы испытаете напряжение и, скорее всего, схватитесь за ружье.
Если вы осознаете, что вам мерещатся лишние вещи, будь то голоса людей, плач ребенка, шаги, или кажется, что за вами кто-то следит, сперва, на всякий случай, убедитесь, что это действительно плод ваших воображений. Затем, вспомните простую истину: ничего мистического в этом нет, и каждый подобный эффект имеет причину появления.
Журчащий ручей шумит благодаря каменистым и неровным берегам, где вода перекатывается и разбивается о препятствия, издавая звуки с различной тональностью. Привидевшийся образ вдали — мог возникнуть из-за оптических атмосферных явлений (миражей) или складок местности.
Это проходит с опытом, и с каждым походом в лес человек обостряет своё восприятие, и учится четко чувствовать опасность, чужое присутствие, и легко игнорировать побочные мистические явления и «глюки».