Ну вот, наконец появились свободные минутки, и я всем расскажу, как прошла поездка в долину реки Улуг-Оо.
Поездка состоялась 24-го июля 2015 года. Накатано за день 415км. Заправился у себя в Кызыле на самой дешёвой заправке 92-м по 34-50, потом в Сарыг-Сепе ещё немного долил – у них там бенз вообще по 38 рубликов за литр.
Цель поездки была максимально по фотографировать окрестности на маршруте, ну и убежать от городской жары и духоты. Ровно в 7-00 выехал из дома, обнулил одометр и не торопясь двинул в сторону Сарыг-Сепа. Ещё на подъезде к Кок-Тейскому мосту через Малый Енисей понял, что пора расчехлять свой фотоаппарат, нельзя было не остановиться.
Вообще, отмечу, что урбанистические детали частенько портят пейзажи, поэтому приходится придумывать разные хитрости при выборе ракурса.
Обычно с утра гайцы любят стоять перед мостом и проверяют едущих в город, но никого в этот раз не было и я снял изгиб дороги и мост.
А в лучах утреннего солнца таял ночной туман, конечно вживую это зрелище намного интереснее – каждую секунду что-то да менялось.
Пастухи вывели свои стада и я совсем уж с черепашьей скоростью плёлся в Сарыг-Сеп – полная пастораль.
Ожидал, что по пути встречу очаги возгорания, но уловил запах гари только в одном месте, там где поворот на Тарданголд. Видимо, ливень накануне хорошо притушил пожары.
Въехал в Сарыг-Сеп без десяти минут девять, и пока прыгал по высоким лежачим полицейским, удивлялся огромному количеству пьяных и грязно одетых людей…
Заскочил к Александру, а он уже был готов к поездке, пару –тройку изменений в провианте, и мы двинули назад к повороту на Тоора-Хем.
Отдельно надо сказать про дорожное покрытие. От Кызыла до Сарыг-Сепа уложен асфальт, но ехать свыше 110км/ч не советую, так как постоянно встречаются ямки-заплатки-бугры. В принципе, дорожные знаки везде расставлены грамотно и можно ехать и по ним, но дополнительная бдительность никогда не помешает. От поворота с трассы на Тоджу идёт добротная гравийная грунтовка, по которой с интервалом примерно в 5 минут проносятся то Камазы (вывозят обогащённую породу содержащую цинк и везут взрывчатку), то уазики-таблетки (это местный вид такси на Тоджу) — на прямых участках эти Шумахеры могут топить под сотню, так что при плохом обзоре готовьтесь к встрече с этими монстрами-нежданчиками-камиказде. Вставать на обочине тоже надо очень аккуратно и не бегать без лишней нужды через дорогу.
От поворота после 45-го километра дорога идёт с небольшим подъёмом, на четвёрке я до этого места спокойно ехал в интервале 3-5 скорости, 40-60 км/ч. Сложный участок отмечен двумя знаками – начало его после «Чёртого моста» — там местами только на второй, а зимой без хороших шипов или цепей делать вообще нечего.
Подъём заканчивается перевалом «Хопто» или «Копту» с деревянной геодезической вышкой и культовой связкой палок и веток растущего кедра, обвешанных яркими разноцветными лентами и обложенных камнями (по-тувински Оваа).
Высота перевала около 1700 метров над уровнем моря, и это линия границы между лесом и альпийскими лугами. Можно даже не доставать высотомер. Не самый высокий перевал в Туве, некоторые находятся на высотах 2500 и выше. В данном случае перевал сильно заносится снегом, поэтому в нескольких местах на участке Бояровка-Тоора-Хем постоянно живут дорожники. Дорога на данный момент официально открыта, хотя ещё шесть лет назад при съезде с трассы висела табличка, что проезд запрещён.
До следующего перевала дорога уже не такая сложная, но тоже приходилось иногда переходить на вторую скорость – в целом этот отрезок пересекает почти все притоки реки Дерзиг – самой коварной и беспощадной — собственно с тувинского Дерзиг переводится как «злой, свирепый». Не одного охотника, оступившегося со скальных троп, погубила река и не один экипаж, что решался форсировать реку после дождей или во время паводка. А в наше время верховья реки Дерзиг ещё стали известными после сильных землетрясений в 2011-2012 годах. Собственно от дороги до первого эпицентра по прямой что-то около 15-ти километров.
Второй перевал или, как говорят местные русские, «второй Бог» находится чуть повыше первого – здесь высота уже почти 2000 метров над уровнем моря и рядом с Оваа стоит киломотровый столбик «65».
Расстояние от своротка до Тора-Хема 170 км, значит до столицы Тоджи ещё 105 км. А вот так это место выглядело в конце февраля этого года.
Но мы задерживаться не стали и, оставив это место на обратный путь, покатили дальше – хотелось осилить хотя бы половину пути на Тоджу. И у нас это получилось. Второй перевал — это водораздел Малого и Большого Енисеев, собственно перевалили мы ни много не мало сам Хребет Обручева горной системы Восточного Саяна. Дальше путь лежит через притоки реги Улуг-Оо или Подпорожная – любимая река сплавщиков-экстремалов.
Заправок по дороге нет совсем, поэтому было определённое условие – ещё 15-20 км вперёд и обратно. Можно конечно было доехать до Тора-Хема и там заправиться, но это уже поездка не одного светового дня, и не с таким запасом бензинобеспечности. Наконец появился столбик 85 км и неплохое место под стоянку – рядом в трубе под дорогой пробегал ручеёк – один из притоков Подпорожной – там мы и зависли для перекуса и разговоров. Поставили на газовой плитке чай, достали закуску и неожиданно отметили мой день рождения (я шифровался до последнего). Ну, так как я за рулём, да и пить на высоте не в кайф — получил огромное удовольствие от вяленой нерки, приготовленной Александром по собственному сисадминовскому рецепту (рецепт отдельной статьёй).
Пейзаж очень завораживающий и, приехав туда где-то пол-второго, прохлада плавно перерастала в городскую жару, хотя место по климату очень суровое – карликовые берёзы, невысокие лиственницы и красивые цветы.
Обратный путь был не такой медитативный, мне надо было уже в восемь вечера быть на работе, поэтому мы только смогли оставить наскальную первобытную рекламу нашего ресурса и разъехаться по домам.
До новых фотопутешествий!